Новости

Что такое ксенон, ксеноновые фары и стоит ли устанавливать ксеноновые лампы?

Ксеноновые фары
Уже много лет многие автомобили иностранного производства комплектуются ксеноновыми фарами. Такие автомобили можно сразу узнать по приятному голубоватому свечению их фар. Многие задаются вопросами: «что такое ксенон?», «чем он отличается от обычных галогеновых фар?», «законна ли установка ксенона?». Конечно же многих волнует вопрос о цене такого «удовольствия» и целесообразности применения. Постараемся ответить на все эти вопросы в данной статье.

Краткая история автомобильных фар
В первых автомобилях применялись газовые лампы на основе пропана. Принцип их действия был очень прост – в колбе сгорал газ – пропан излучая свет. Можно сказать, что это был самый обыкновенный факел. По мере развития автомобилестроения появились и первые вакуумные фары с лампами накаливания. Конечно, срок службы первых таких ламп был очень мал, а эффективность низка. С повышением требований к освещению и надежности автомобильных фар появились галогеновые лампы. Свет испускаемый ими был ярче, а срок службы самих ламп на порядок длиннее.

В конце прошлого века появились современные фары - ксеноновые. Сейчас они получают все более широкое распространение. Думается, что со временем они полностью вытеснят привычные фары с галогеновыми лампами.

Принцип работы ксеноновых ламп
Ксеноновая лампа - это стеклянная колба в которую закачана под большим давлением (около 30 атм. в нерабочем состоянии и 120 атм. при разогреве) смесь инертных газов - основу которой составляет тот самый ксенон - и солей металлов. В лампе имеются два электрода. Для розжига дуги между ними требуется высоковольтные импульсы напряжения (до 25000 В), затем работа лампы поддерживается при 85 В. Дуговой разряд между электродами инициирует яркое свечение газовой смеси.

Яркость любых источника света характеризуется так называемой «цветовой температурой». Например, у Солнца цветовая температура 5000 К, у ксеноновых ламп - 4300 К, а у галогеновых всего лишь 2800 К. Спектр свечения ксеноновых ламп ближе к спектру свечения Солнца, т.е. дневному свету. Поэтому цвет ксеноновых фар имеет слегка голубоватый оттенок, а обычных галогеновых - желтоватый.

Преимущества ксеноновых фар
Основным преимуществом ксеноновых фар безусловно является более хорошее, яркое освещение при очень низком потреблении энергии. Хорошее освещение является залогом безопасности на дороге. Понятно, ведь чем дальше и отчетливее водитель видит дорогу перед собой, тем меньше риск возникновения ДТП. Близость спектра света ксеноновых фар к дневному свету позволяет лучше оценивать ситуацию на дороге, лучше читать дорожную разметку, знаки. У водителя появляется больше времени на реакцию при возникновении чрезвычайной ситуации на дороге!

Ксеноновые фары хорошо зарекомендовали себя в условиях тумана, дождя, снега. Свет ксеноновых ламп освещает дорогу, а не капли воды! Видимость в тяжелых дорожных условиях намного лучше чем у обычных галогеновых фар. Правильно настроенные ксеноновые фары не слепят встречных водителей, т.к. свет ксеноновых фар хорошо рассеивается в отличии от дальнего света с галогеновыми лампами.

Еще один плюс ксеноновых ламп - долговечность. Средний ресурс ксеноновых ламп в 6 раз больше: до 3000 часов против 500 часов галогеновых ламп. Ксеноновых ламп хватает на 3-4 года даже при ежедневной езде по 2 часа в день. А согласитесь, мало кто есдит по 2 часа в день. Т.е. ресурс таких ламп может достигать и 5-7 лет!

Галогеновые лампы потребляют от 55 Вт и больше энергеии, ксеноновые лампы – 35 Вт. При этом галогеновые лампы дают свет силой около 1500 люмен, а ксеноновые – 3000!

Наверняка, все водители знают, как трудно оттирается грязь на фарах после длительной поездки. Происходит это из-за высыхания слоя пыли и грязи при нагреве лампы в фарах, а следовательно и стекла фары. При потреблении мощности в 35 Вт ксеноновые лампы переводят в тепло лишь 10%, а галогеновые около 35-40% при потреблении в 55 Вт. Поэтому стекло фары не будет перегреваться и лопаться при попадании на него воды, а грязь будет легче отмываться.

Недостатки ксенона
Помимо очевидных преимуществ, ксеноновые лампы обладают и рядом недостатков. Основным минусом ксенона является его цена. Обусловлено это тем, что ксеноновые лампы требуют специальный блок управления - балласт, который обеспечивает подачу напряжения в 25000 В при розжиге дуги в лампе и последующее поддержание напряжения в 85 В при частоте 300 Гц. Штатная система электрооборудования не способна обеспечить такие условия. Балластный блок, сам по себе - устройство сложное, а потому дорогое.

Да и сами ксеноновые лампы намного дороже обычных. А менять их специалисты рекомендуют в паре, так как в процессе работы спектр лампы меняется. Поэтому, если заменить лишь одну, вышедшую из строя, лампы будут светить по разному.

В Европе при установке ксеноновых ламп требуется обязательная установка омывателя фар и автоматического (но не ручного!) корректора угла установки фар. Это гарантирует то, что водители встречных автомобилей не будут ослеплены мощным световым потоком ксеноновых ламп, но ограничивает движение автомобилей без таких устройств на дорогах общего пользования. Это требование обещают ввести в скором времени и в России.

Мифы о ксеноне.
При установке ксеноновых ламп многие полагают, что достаточно лишь заменить обычные лампы на ксенон. Такое мнение неверно. Дело в том, что пучок света в таких лампах направлен несколько иначе, чем в галогеновых, а при использовании штатного отражателя распределение этого пучка происходит вразрез с принятыми нормами ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (стандарт, определяющий предельно допустимые значения параметров технического состояния автомобилей, влияющих на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды).

Отрегулировать такие фары практически невозможно: свет будет слепить других водителей, а дорога будет просматриваться очень плохо. Поэтому при замене галогеновых ламп на ксеноновые, скорее всего нужно будет также заменить всю фару.

Одно из самых популярных заблуждений: ксеноновый свет излучает очень много ультрафиолетовых лучей, что негативно сказывается на зрении. На самом деле, УФ-часть излучения ксенона сильно снижается стеклом самой колбы, которое является своеобразным фильтром.

Где и как устанавливать ксеноновые фары?
Если Вы человек, хорошо разбирающийся в технике и, в особенности, в электрооборудовании автомобиля, можно установить оборудование самому. Время установки может занять от 30 минут до нескольких часов в зависимости от модели автомобиля.
Если же Вы не уверены в собственных силах - обратитесь в автосервис, который специализируется на таких работах, наша таблица поможет Вам сориентироваться в ценах.
В любом случае для начала проконсультируйтесь с хорошим специалистом в этой области, а потом уже принимайте решение, как Вы будете устанавливать ксенон: самостоятельно или в специализированном центре, и нужен ли он Вам вообще.

Будь бдителен!
После того, как пошла повальная мода на ксеноновые лампы, некоторые производители электропродукции (в основном, китайские и корейские) решили воспользоваться моментом и наводнили рынок т.н. псевдоксеноном. Это обычные галогеновые лампы покрытые неким слоем, придающим свету голубоватый оттенок. На самом деле свет получается желтым вперемешку с синим, что совсем далеко от света ксеноновой лампы. Такие лампы обладают увеличенной мощностью, что создает дополнительную нагрузку на генератор в процессе работы. Помните, что ксеноновые лампы продаются только в комплекте с балластными блоками и не могут стоить как обычные галогенки.

Некоторые недобросовестные производители пытаются скрыть дефекты ламп покрывая их напылением. Такое покрытие превращает часть светового потока в тепло, что ведет к уменьшению рабочего ресурса лампы.

Конечно, ксеноновый свет - удовольствие не из дешевых. Но, как только вы сядете за руль автомобиля с такими фарами, мгновенно ощутите все их преимущества.

2013-04-01
Все новости